Батарейки и законодательство
В настоящее время федеральное законодательство не регламентирует обращение с отработанными батарейками, образующимися у населения, в частности, не устанавливает требование обязательности их отдельного сбора. Существующие требования в области обращения с отходами направлены преимущественно на деятельность юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, в процессе деятельности которых образуются отходы, а также тех, чья деятельность является обращением с отходами (деятельность по сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов).
В частности, данные требования включают подтверждение классов опасности образующихся отходов, составление паспортов отходов, проведение инвентаризации отходов, разработку проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, расчет и внесение платы за размещение отходов, учет отходов, представление отчетности и т.д. Данные требования содержатся в Федеральном законе от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее – ФЗ об отходах) и подзаконных нормативно-правовых актах.
В последнее время в законодательстве об обращении с отходами произошло немало изменений. Некоторые из них свидетельствуют о положительных сдвигах в решении проблемы сбора отработанных батареек, а некоторые – о предстоящих затруднениях в осуществлении сбора батареек (по сравнению с текущей ситуацией).
Так, Федеральным законом от 29.12.2014 № 458-ФЗ в ФЗ об отходах введена статья, содержащая следующее положение: «Производители, импортеры товаров обязаны обеспечивать утилизацию отходов от использования этих товаров в соответствии с нормативами утилизации, установленными Правительством Российской Федерации». Таким образом, данным положением вводится ответственность производителей и импортеров за утилизацию произведенных и импортированных ими товаров. Правильная реализация данного положения на практике должна привести к кардинальному изменению ситуации со сбором ряда отходов, а именно к появлению и развитию систем их отдельного сбора.
Данное положение об утилизации относится не к произвольному, а к вполне конкретному и исчерпывающему перечню товаров, который устанавливается Правительством РФ. В настоящее время он утвержден Распоряжением Правительства РФ от 24.09.2015 № 1886-р «Об утверждении перечня готовых товаров, включая упаковку, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств». Перечень достаточно широкий, он содержит 36 групп товаров и услуг, общее число внесенных в него позиций – 433 (по кодам Общероссийского классификатора продукции). Среди прочих товаров в него включены и аккумуляторы (8 позиций). Первичные источники тока – «батарейки», столь распространенные в быту, в него не вошли. Вероятно, следует ожидать их включение в данный перечень в будущем.
Еще одно изменение связано с расширением Федерального классификационного каталога отходов (далее – ФККО). Данный каталог содержит сведения о наименованиях отходов, их происхождении и о классе опасности отходов. Приказом Росприроднадзора от 20 июля 2015 г. № 585 в него был включен такой отход, как «химические источники тока марганцово-цинковые щелочные неповрежденные отработанные» 2-го класса опасности[1]. Данный тип источников тока является наиболее распространенным в бытовом использовании («щелочные батарейки»). Появление данного вида отхода в ФККО говорит о признании на законодательном уровне его высокой опасности для окружающей среды (соответствующей II-му классу опасности).
Изменением, способным в значительной степени затруднить осуществление сбора отработанных батареек у населения, является введение лицензирования на деятельность по сбору и транспортированию отходов. В соответствии с Федеральным законом от 29.12.2014 № 458-ФЗ (ред. от 29.06.2015) юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации отходов I-IV классов опасности, обязаны получить лицензию на ее осуществление до 1 января 2016 года. После 1 января 2016 года осуществление данной деятельности без лицензии не допускается. Поскольку самые распространенные «щелочные батарейки» являются отходом II класса опасности, осуществление их сбора и транспортирования юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями без лицензии будет являться нарушением действующего законодательства. Предприятия, осуществляющие в настоящее время сбор батареек у населения, несут не только организационную нагрузку, но и финансовые расходы (на сбор, транспортировку, переработку батареек). Лицензирование является увеличением этой нагрузки. Если лицензия не требуется для основной деятельности предприятия, то, вероятно, не все из них возьмут на себя ее получение. Для многих пунктов сбора батареек, в особенности небольших предприятий, лицензирование станет, вероятно, непреодолимым препятствием. Однако, следует отметить, что требования законодательства меняются, в частности, лицензирование сбора и транспортирования отходов уже вводилось ранее и было отменено несколько лет назад.
[1] В соответствии с ФЗ об отходах (ст. 4.1), отходы в зависимости от степени негативного воздействия на окружающую среду подразделяются на пять классов опасности:
I класс - чрезвычайно опасные отходы,
II класс - высокоопасные отходы,
III класс - умеренно опасные отходы,
IV класс - малоопасные отходы,
V класс - практически неопасные отходы.
По материалам лекции «Куда сдать батарейки?» от 9 октября 2015 г, прочитанной в Культурном центре «Путь к себе».
Вера Горбунова, инженер-эколог, к.т.н.
|