Счастливый мусор на севере Москвы
В Москве у сети супермаркетов появились экобоксы для сбора пластика, макулатуры, бутылок и алюминиевых банок. Теперь москвичи могут подарить вторую жизнь своему мусору, отправляясь за ежедневными покупками.
Ответственные магазины
Примерно 70% наших мусорных вёдер - это упаковка, принесенная вместе с продуктами из магазина. Разве не справедливо в таких условиях возвращать её обратно в супермаркет? Ещё несколько лет назад Гринпис заговорил об ответственности торговых сетей в вопросе сокращения и сбора отходов. Уже два года на сайте «Гринпис» обновляется рейтинг «Зелёный супермаркет», из результатов которого видно, какие действия по уменьшению упаковки предпринимают крупнейшие супермаркеты.
Однако самые первые в России пункты приёма вторсырья у магазина появились в Москве у продуктовой сети супермаркетов «Я любимый».
Красивые цветные контейнеры с подробной инструкцией у четырёх магазинов поставила компания «Таратрейд». Она же занимается и дальнейшим распределением отходов среди перерабатывающих компаний. Диалог между магазином и торговой сетью помогла наладить Коалиция «ПРО Отходы», объединение общественных организаций. Его активисты проводили тренинги с рабочим персоналом и устраивали акции для посетителей магазинов при открытии экобоксов.
Счастливый мусор
Сейчас у каждого магазина стоит по два бачка. В синий принимается макулатура, а в желтый – стекло, пластик и алюминиевые банки. Наполненные мешки вынимают сотрудники магазина, со склада их увозит раз в неделю «Таратрейд».
Несмотря на инструкцию иногда в контейнеры попадает чужеземец: бутылка из-под моющего средства или коробка из-под порошка.
Поэтому все отходы, привезённые на площадки компании, сначала проходят кастинг: их вручную разбирают рабочие. Всех годных к дальнейшей карьере вторсырья отправляют на контейнер.
Макулатуру, картон, пластиковые бутылки, полиэтиленовую плёнку прессуют в удобные к перевозке формы.
Бумага отправляется на бумажные фабрики, пленка и пластик переезжают на завод по переработке пластмасс.
На выезде с территории можно увидеть горы деревянных поддонов, вторичное использование которых также инициирует компания.
Отдельно на площадке стоят паллеты с рассортированными по цвету и размеру стеклянными бутылками, уже подготовленными для отправки в компанию «Балтика».
Эти бутылки – фавориты компании, ведь они не просто пойдут на стеклобой и будут переработаны по типу пластика и бумаги. Их как заслуженных работников завода тщательно вымоют с щёлочью и обеззараживающими средствами, протестируют и наполнят пивом. То есть бутылки не просто перебьют-перемнут и из остатков сделают новые, а продлят жизнь ещё на одно использование, не затрачивая лишней энергии и ресурсов.
Мусор – деньги
«У нас ленивые люди. У нас не европейский менталитет, никто разделять мусор не будет», - так обычно говорят чиновники, убеждая и себя, и окружающих в том, что в России вводить раздельный сбор мусора бессмысленно. По их мнению, мусор лучше собирать и сжигать. Ведь ни очевидный риск отравления местного населения, ни высокие экономические затраты их не останавливают.
Пункты приёма вторсырья около магазина в сложившихся условиях бездействия или бездумных инициатив власти для многих неравнодушных жителей очень хороший вариант. Магазин, в свою очередь, проявляет социальную ответственность не только по отношению к природе, но и к покупателю, в конце концов, именно он заполнил его мусорное ведро пластиковыми бутылочками и баночками. Сделать это не так сложно. У любой торговой сети есть контакт с производителем продуктов. Остается только наладить такой же контакт с переработчиком упаковки. К тому же этот контакт, как правило, уже есть по умолчанию, поскольку магазины продают ящики, паллеты, в которых транспортировался товар.
Во многих странах подобные инициативы уже давно и успешно работают. Например, в Финляндии почти у каждого уважающего себя торгового центра стоят баки для сбора вторсырья.
Во многих странах Евросоюза существует система залоговой стоимости упаковки. То есть, покупая продукт, покупатель платит не только за товар, но и за упаковку (обычно это банки и бутылки из-под различных напитков). Сумма эта фиксированная, и покупатель может получить ее обратно, вернув использованную тару в магазин. И клиенту приятно, и магазину прибыльно, ведь он привлекает своего покупателя обратно.
Первые в России
Некоторые крупнейшие розничные сети России уже осуществили ряд действий по сокращению отходов (подвижки можно увидеть в уже упомянутом рейтинге «Зеленый супермаркет»), но пункты возврата упаковки – пока в проектах. Экобоксы у супермаркетов в Москве - первые полноценные пункты раздельного сбора у магазинов в нашей стране. До этого Россия могла похвастаться только контейнерами для макулатуры у волгоградских торговых точек.
Однако в Москве пока всего лишь четыре пары контейнеров и находятся они только на севере и западе города. Руководители больших торговых сетей по-прежнему сомневаются в ответственности и самоотверженности русского народа, который, к слову, по выходным не ленится тащить пакеты пластика, бумаги и стекла на акции по сбору отходов.
Администратор «ПРО Отходы» Мария Белоус рассказала об опыте общения с разными слоями работников в различных магазинах: «Среди сотрудников и управляющих мы проводили тренинги, мероприятия, рассказывали о проблемах свалок. И люди приветствуют подобные инициативы. Ни у кого не вызывает сомнения факт дополнительных трудозатрат по очистке наполненных контейнеров. Опасения есть только у отделов маркетинга и торговли. Они беспокоятся об имидже магазина».
|