24/7: +7(495)961-51-49  @  
КОНТР
ЗаконодательствоВывоз батареекУтилизация АКБВывоз/утилизация Б/У контейнеровПоставщикам/производителямДобавить свой товарДетям Карта сайта

Контейнеры для сбора батареек!   Контейнеры для сбора люминесцентных ртутьсодержащих ламп   Контейнеры для медицинских отходов   Контейнеры для раздельного сбора мусора   Я зарегистрирован на Портале Поставщиков

Зарубежный опыт организации сбора и утилизации ртутьсодержащих ламп

Контейнер герметичный металлический для РСО ЛБ-80В странах Европы и США утилизация ртутьсодержащих ламп и других РСО осуществляется на крупных заводах мощностью от 3 до 10 млн. шт. ламп в год, при этом деятельность завода покрывает значительную часть территории страны. Предприятия крупного бизнеса имеют постоянно действующие договора с перерабатывающими заводами на поставку отработанных ламп, аналогичные такм же договорам в России. Субъекты малого бизнеса и население осуществляют сбор и отправку ламп на утилизацию в основном под воздействием массированной рекламы правильного обращения с ртутными лампами. Органы власти и местного самоуправления, в сотрудничестве с перерабатывющими предприятиями, обеспечивают максимальное удобство и «прозрачность» правил в вопросах утилизации ламп.

После многолетнего опробования различных вариантов сбора ламп у населения и мелкого бизнеса («природоохранный автомобиль», «минирециклинг-центр», «сбор у обочины» и т.д.), в США и некоторых других странах за основу был принят метод сбора ламп, называемый “EasyPack”. Метод заключается в продаже специально сконструированных и маркированных картонных коробок под конкретные типы ламп. Сотовая конструкция внутренней части коробки обеспечивает сохранность ламп при погрузке и транспортировке. В зависимости от размеров ламп коробки выпускаются на различное количество ламп - от 20 до 80 шт. в коробке.

В стоимость коробки входит сбор, транспортировка ламп на перерабатывающее предприятие и сама утилизация. В среднем стоимость коробки такова, что затраты лица на сдачу одной лампы составляют около 1 долл. США. Для сбора разбитых ламп используется специальная тара из той же серии “EasyPack”, но не из картона, а из пластика, для обеспечения герметичности. Выпуском коробок занимаются сами перерабатвающие предприятия, либо «третьи лица» (транспортные компании, имеющие договорные отношения с перерабатывающими предприятиями и имеющие от этого свой доход). С целью упрощения работы системы “EasyPack”, транспортные компании по перевозке ламп освобождены от получения лицензии на перевозку опасных отходов.

Помимо системы “EasyPack”, в США действуют более 1700 пунктов бесплатного приема ламп в крупных магазинах. При этом ничего не говорится о том, что магазины получают от кого-либо средства для компенсации своих затрат на сбор и утилизацию ламп за счет входящих в цену ламп «утилизационных затрат» либо каким-либо иным способом. Зачастую такая деятельность вызвана либо рекламируемой социальной ответственностью данной компании, либо представляет собой маркетинговый ход по привлечению социально ответственных покупателей. Сообщается об акциях органов местного самоуправления по бесплатному приему ламп от населения, носящих временный характер. При этом говорится о том, что проблему утилизации собранных ламп будут решать власти штата за свой счет. В целом, в США пока не достигли значительных успехов в создании эффективной системы сбора и утилизации КЛЛ.

В Бельгии потребитель при покупке лампы платит взнос на переработку. В последствии, потребитель может сдать лампу на переработку бесплатно. Домовладельцы могут сдавать свои лампы в муниципальные накопительные пункты, которые расположены в каждом муниципалитете. В Болгарии принят закон, который делает импортеров и производителей ответственными за сбор и утилизацию люминесцентных ламп, для населения утилизация ламп бесплатна.

В Германии с марта 2006-го года закон обязывает немецких производителей принимать обратно произведенные лампы. Наряду с производителями, компания Lightcycle Retourlogistik берет на себя ответственность за транспортировку ламп производителям. Официально сообщается, что в Германии существует более 500 пунктов утилизации. Тем не менее, по свидетельству лиц, проживающих в Германии, реально таких пунктов намного меньше и расположены вне пределов доступности. Следует отметить, что эффективно работающая в Германии ситема рециклинга отходов «Зеленая точка» не включена в программу сбора ртутьсодержащих ламп. В 2011-му году в Германии планируется утилизировать 59,3 млн. КЛЛ и 82 млн. линейных ламп. Во Франции утилизируют 36% нерабочих ламп, 55% было собрано компаниями, вывозящими мусор, 23% дистрибьюторами ламп, 15% установщиками ламп и 7% муниципалитетами и потребителями.

В Румынии компании Philips, Osram, Narva и General Electric основали ассоциацию Recolamp, ответственную за сбор и утилизацию неработающих ламп. При покупке лампы потребитель платит 0,24 Евро налога на цели утилизации. Как следует из данных, собранных Немецким институтом урбанистики в Берлине, в Германии в соответствии с экологическими нормами утилизируется менее 40 процентов всех газоразрядных ламп.


3.2. Российский опыт организации сбора и утилизации ртутьсодержащих ламп

Контейнер КЛЛ-1300-125 1300x520x440Сбор отработанных линейных люминесцентных ламп в России осуществляется уже более 15 лет, в связи с этим в целом создана функционирующая система, охватывающая подавляющее большинство продуцентов ламп. Планомерного сбора КЛЛ в России за предыдущие годы не было. Отдельными переработчиками сообщается о приеме за 2010 год «150 ламп», «30 ламп» и т.д. Система в настоящее время только планируется. Как и в других странах, испробуются различные методы организации сбора.

Свою систему создает социально ответственный бизнес. Так, компанией «Свет XXI века» открыты: в Томске - 8 мест по приему отработанных ламп, Новосибирске - 2 центра, в Красноярске открыто 3 центра. В Омске компанией открыт 41 пункт по приему ламп. Планируется открытие таких пунктов в Екатеринбурге, Владивостоке и Барнауле, всего до 100 единиц. При сдаче отработанной лампы покупатель получает 10% скидку при покупке новой лампы.

Компания ИКЕА сообщает о бесплатном приеме отработанных ламп в своих магазинах, правда, не во всех регионах такая программа работает.

В Москве Постановленим Правительства Москвы от 19 мая 2010 г. № 949-РП «Об организации работ по централизованному сбору, транспортировке и переработке отработанных ртутьсодержащих люминесцентных и компактных люминесцентных ламп» функции Главного распорядителя бюджетных средств по централизованному сбору, транспортировке и переработке отработанных ртутьсодержащих люминесцентных и компактных люминесцентных ламп, образующихся в жилищном секторе города, возложены на Департамент жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства города Москвы, функции получателя средств бюджета и государственного заказчика работ по централизованному сбору, транспортировке и переработке отработанных ртутьсодержащих люминесцентных и компактных люминесцентных ламп, образующихся в жилищном секторе города - на Государственное учреждение по организации обращения с отходами производства и потребления города Москвы «Мосэкопром». Управляющим организациям поручено обеспечить сбор отработанных ламп у жильцов многоквартирных домов. Таким образом, в Москве оплата услуг по транспортировке и переработке осуществляется из городского бюджета.

Таким образом, самый важный вопрос в организации системы сбора и утилизации ламп – финансовый – может решаться следующими способами:

- Организация продажи упаковок типа «EasyPack»;

- Понуждение торгующих организаций к включению в цену продаваемых новых КЛЛ затрат на прием, хранение, транспортировку и утилизацию отработанных КЛЛ, и к бесплатному приему отработанных ламп от населения, путем заключения договоров сотрудничества с органами местного самоуправления;

- Включение затрат на сбор, хранение, транспортировку и утилизацию отработанных КЛЛ от населения в тарифы управляющих компаний на услуги по обслуживанию многоквартирных домов;

- Оплата затрат управляющих компаний на сбор и утилизацию ламп за счет городского бюджета;

- Взимание с торгующих организаций специального налога или сбора (на уровне местного самоуправления или субъекта федерации) на утилизацию в размере 25-30 руб. за проданную лампу, с последующим аккумулированием взимаемых средств в областном, городском бюджете или на счетах уполномоченных организаций, обеспечивающих сбор и утилизацию ламп;

- Взимание с торгующих организаций акцизного сбора за продаваемые ртутьсодержащие лампы на основании специально внесенных изменений в Налоговый Кодекс РФ, с последующим направлением собираемых средств на цели организации сбора и утилизации ламп, в том числе путем создания специального целевого внебюджетного целевого фонда, аккумулирующего и распределяющего финансовые средства в области оборота ртутьсодержащих ламп.

Анализируя перечисленные методы можно отметить следующее:

Организация продажи упаковок в условиях РФ не может привести к высокому результату, так как для этого необходима чрезвычайно высокая экологическая мотивация населения, вряд ли достижимая в обозримый период.

Оплата затрат управляющих компаний за счет бюджета города возможна лишь при наличии необходимых средств в местном бюджете.

Включение затрат в тарифы управляющих компаний – наиболее простое и реально исполнимое решение. Однако, при этом существуют по крайней мере две проблемы. Первая – ограничение роста платы за жилье и коммунальные услуги, которое не позволяет вводить новые статьи затрат без ущемления уже существующих. Вторая – элемент социальной несправедливости, чреватый в крайних случаях судебными процессами. Дело в том, что некоторая часть населения принципиально не использует КЛЛ из-за наличия в них ртути и осуществляет значительные затраты, используя дорогостоящие, но уже реально существующие на сегодняшний день, светодиодные осветительные устройства. Предъявление таким лицам затрат на утилизацию КЛЛ будет изначально незаконным.

Взимание «утилизационного налога» является эффективной мерой и широко используется в ряде стран для организации и сбора и переработки упаковочных материалов. Однако для внедрения данного метода необходимо изменение налогового законодательства. Такой метод можно реализовать путем объединения торговых организаций, осуществляющих поставки КЛЛ, в ассоциацию, с отчислениями средств в фонд утилизации. Однако и в этом случае необходимо изменение законодательства.

Из всех перечисленных методов прием ламп в торгующих организациях с включением в цену новых ламп «утилизационной составляющей» является наиболее эффективным решением. При этом такой метод, даже с учетом предлагаемых магазином скидок на продажу ламп, может обеспечить прием не более 20% от общего количества отработанных ламп (учитывая долю социально ответственного населения и ряд других факторов психологического характера). Однако и такой показатель является достаточно значимым, учитывая общий целевой показатель 36%.

Контейнер для сбора-хранения люминесцентных ртутных ламп КЛЛ-1600-35 1600x350x380Недостающие объемы собранных ламп можно получить, комбинируя остальные методы (именно комбинацией указанных методов удалось достичь более высоких показателей западным странам). В денежном выражении стоимость мероприятий по сбору, хранению, транспортировке и утилизации ламп составляет примерно 25-30 руб. за 1 лампу, такой уровень затрат планируется в большинстве муниципалитетов, имеющих программы по организации утилизации ламп, и этот уровень достаточно обоснован.

Частично средства на сбор и утилизацию ламп можно изыскать в действующих тарифах управляющих компаний, без увеличения платы за жилье и коммунальные услуги, за счет сокращения «непрозрачных статей» типа «прочие затраты».

Лампы, собранные муниципалитетом, но не имеющие покрытия за счет иных средств, могут быть утилизированы за счет городского бюджета (для крупного города затраты составят около 3 млн. руб, что является вполне допустимым).

С учетом планируемого количества утилизированных ламп и вычитая из этого количества лампы, собранные на приемных пунктах в торговых организациях и на муниципальных приемных пунктах, затраты в составе платы за жилье и коммунальные услуги на одного проживающего составят около 10-15 руб. в год. Такая сумма представляется вполне допустимой и может быть изыскана в существующем тарифе без его повышения.

Таким образом, примерный перечень мероприятий по организации сбора, хранения, транспортировки и утилизации отработанных КЛЛ в населенном пункте выглядит следующим образом:

1. Администрация населенного пункта определяет возможных участников процесса переработки ртутьсодержащих ламп из перечня специализированных организаций, имеющих лицензию на данный вид деятельности.

2. Администрация населенного пункта оценивает объемы и места образования КЛЛ из примерного расчета 1,3 КЛЛ на одного проживающего в год.

3. Администрация населенного пункта издает Постановление о порядке сбора и утилизации КЛЛ, в котором детально указывается порядок сбора, хранения и утилизации КЛЛ, а также предусматриваются расходы бюджета на финансирование работ по размещению и функционированию муниципальных приемных пунктов по сбору КЛЛ, расположенных, как правило, на участках, отведенных для деятельности муниципальных предприятий по благоустройству и освещению. Расходы бюджета предусматриваются в сумме 40 рублей, умноженных на количество КЛЛ, поступающее на муниципальные приемные пункты от населения, и составляющее примерно 10% от количества, рассчитанного согласно п.2. Количество муниципальных приемных пунктов определяется исходя из расчета поступления на один пункт 25000 ламп в год.

4. Для оснащения муниципальных приемных пунктов приобретаются специализированные контейнеры, соответствующие основным типам используемых ламп. Количество контейнеров для приема и хранения ламп на муниципальном приемном пункте рассчитывается исходя из следующих показателей:

- периодичность вывоза на перерабатывающее предприятие не реже 1 раза в 6 месяцев,

- количество единовременно хранящихся ламп не более 6000 шт.

Площадь для размещения контейнеров должна рассчитываться с учетом удвоенного количества ламп, рассчитанных согласно п.3 (с учетом доставки на применый пункт заполненных контейнеров управляющими компаниями).

5. Муниципальные предприятия, осуществляющие прием, транспортировку и хранение ртутьсодержащих ламп, получают лицензию на указанные виды деятельности в установленном порядке.

6. Управляющие компании определяют места размещения приемных пунктов в непосредственной близости от многоквартирных жилых домов либо в их технических помещениях, соответствующих требованиям для хранения ртутьсодержащих ламп и приобретают контейнеры из расчета размещения 1-2 или более (в зависимости от размера) сменных контейнера вместимостью 30-100 ламп каждый. Периодичность вывоза определяется по мере наполнения контейнеров, но не реже 1 раза в месяц. Вывоз наполненных контейнеров осуществляется силами муниципальных предприятий, осуществляющих обслуживание муниципальных приемных пунктов. Управляющие компании оплачивают услуги муниципальных приемных пунктов исходя из полной стоимости услуг по транспортировке, хранению и утилизации ламп, то есть примерно 30 руб. за лампу.

7. Затраты управляющих компаний по сбору и утилизации и ламп включаются в тариф по обслуживанию жилого фонда.

8. Органы местного самоуправления заключают договор партнерства с крупными торговыми предприятиями по вопросу организации приема ламп от населения, с возложением затрат на сбор, хранение и утилизацию ламп на эти предприятия с компенсацией затрат путем надбавки к продажной цене новых КЛЛ. Торговые организации заключают договор на вывоз и утилизацию ламп с предпрятиями, осуществляющими переработку и транспортировку ртутьсодержащих ламп.

9. Органы местного самоуправления осуществляют информирование населения о местах расположения и графике работы приемных пунктов, а также проводят рекламную кампанию по популяризации правильных методов обращения с КЛЛ.
3.3. Предложения по мероприятиям на 2012-2016 г. в части создания системы утилизации (учета, сбора, транспортировки и переработки) ртутьсодержащих ламп путем формирования региональных специализированных центров и механизмов социальной рекламы

Наименование Координатор работ Сроки проведения мероприятий Стоимость мероприятий млн. руб.
2012 г. 2013-2020 г.г.
1. Создание и функционирование подразделений в составе региональных ГАУ РАЭПЭ по организации в регионах системы приема, хранения, транспортировки и утилизации ртутьсодержащих ламп и других РСО, а также по контролю за деятельностью специализированных предприятий по утилизации РСО РЭА совместно с региональными ГАУ РАЭПЭ 01.01.12- 31.12.20 800 3200
2. Организация и ведение мониторинга ртутного загрязнения атмосферного воздуха и поверхностных вод в регионах РФ Росгидромет 01.01.12- 31.12.20 1500 35
3. Разработка и сопровождение (актуализация) геоинформационной системы инвентаризации источников природного и техногенного ртутного загрязнения длительного действия РЭА 01.01.12- 31.12.12. 350 56
4. Организация и ведение мониторинга образования и утилизации ртути и ртутьсодержащих отходов на специализированных предприятиях, осуществляющих утилизацию РСО Региональные ГАУ РАЭПЭ Организация – 01.01.12 – 30.06.12 Ведение – постоянно (с периодичностью, соответствующей сдаче предприятиями отчетов 2ТП). 166 1400
5. Разработка метода проведения выездного эколого-экономического аудита эффективности специализированных предприятий, осуществляющих утилизацию РСО РЭА 01.01.12- 31.12.12 15 0
6. Выездной эколого-экономический аудит эффективности специализированных предприятий, осуществляющих утилизацию РСО РЭА совместно с региональными ГАУ РАЭПЭ и территориальными органами Роспотребнадзора 01.01.12 – 31.12.20 680 5440
7. Разработка метода обследования помещений учреждений начального, среднего, среднего специального и высшего образования, медицинских учреждений и других мест возможного вторичного ртутного загрязнения РЭА 01.01.12 – 31.12.12 15 0
8. Обследование помещений учреждений начального, среднего, среднего специального и высшего образования, медицинских учреждений и других мест возможного вторичного ртутного загрязнения Региональные ГАУ РАЭПЭ с привлечением аккредитованных экспертных организаций 01.01.12- 31.12.12. и далее 1 раз в три года. 1950 3900
9. Разработка научно-логистического обоснования и предпроектного технико-экономического расчёта создания сети ртутных аккумулирующих центров в РФ РЭА 01.01.12 – 31.12.12 45 0
10. Разработка проектно-сметной документации на создание ртутных аккумулирующих центров РЭА 01.01.13 – 31.12.13 160 0
11. Строительство ртутных аккумулирующих центров РЭА 01.01.14 – 31.12.14 800 0
12. Разработка проекта технического регламента на компактные люминесцентные лампы (КЛЛ) РЭА 01.01.12 – 31.12.14 70 0
13. Организация рекламной кампании квалифицированного обращения с КЛЛ в федеральных средствах массовой информации, включая Интернет РЭА постоянно 100,0 800
14. Создание и актуализация открытой базы данных РФ по предприятиям, лицензированным на деятельность по утилизации ртутьсодержащих ламп Росприроднадзор Организация – 01.02.12 Ведение - постоянно 0,0 0,0
15. Анализ и разработка предложений по совершенствованию нормативно-правовой базы в области утилизации ртутьсодержащих осветительных приборов и других РСО РЭА 01.01.12- 31.12.12. 20 0
ИТОГО:     6671 14831

При принятии нормативно-законодательных актов в части правил утилизации ртутьсодержащих ламп были допущены неточности, затрудняющие правильное исполнение норм закона.

Так, например, в п.2 «Правил обращения с отходами производства и потребления в части осветительных устройств, электрических ламп, ненадлежащие сбор, накопление, использование, обезвреживание, транспортировка или размещение которых может повлечь причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям и окружающей среде», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 03.09.2010 г. №681, указано, что «В целях настоящих Правил к ртутьсодержащим отходам осветительных устройств и электрических ламп относятся отработанные лампы с ртутным заполнением и содержанием ртути не менее 0,01% (далее - ртутьсодержащие лампы)». Между тем в большинстве компактных энергосберегающих ламп (а точнее во всех компактных энергосберегающих лампах) содержится от 2 до 5 мг ртути в одной лампе. Небольшая КЛЛ весит 70 г. Содержание ртути в такой лампе составит максимально 0,005/70 х 100 = 0,007%, то есть меньше, чем указано в «Правилах…». При этом среднее содержание ртути в КЛЛ еще меньше, так как для данного расчета было взято максимальное возможное количество ртути в лампе. Таким образом, из-за ошибки в «Правилах…» из сферы их действия «выпадают» самые массовые ртутьсодержащие лампы, ради которых принимались Правила. Необходимо в любом случае изменить в Правилах норму минимального содержания ртути, согласовав ее с нормой, содержащейся в ГОСТ «Ресурсосбережение….» (0,00021%).

Целесообразно пересмотреть и саму норму 0,00021% в нормативных документах в ряде случаев в строну уменьшения. Показатель 0,00021% получен путем применения ПДК содержания ртути в почве (2,1 мг/кг). Однако ртуть в почве содержится, как правило, в виде нелетучих и устойчивых соединений. Механическое перенесение этой нормы на металлическую ртуть приводит к опасности загрязнения окружающей среды. Целесообразно принять для металлической ртути (и для любых ее летучих или подвижных форм) более жесткий норматив, например, применив норму США, согласно которой лимитируется содержание ртути в кисло-водной вытяжке из тестируемого отхода значением 0,2 мг ртути на 1 л вытяжки.



Целесообразно пересмотреть в «Правилах» норму о запрете складирования ламп в местах общего пользования многоквартирных домов, которая делает трудновыполнимой задачу сбора ламп в ТСЖ. Представляется, например, что бездействующие мусороприемные камеры в жилых домах могут использоваться для сбора неповрежденных ламп.

Целесообразно пересмотреть в Правилах п. 10. «Транспортирование отработанных ртутьсодержащих ламп осуществляется в соответствии с требованиями правил перевозки опасных грузов». В «Списке опасных веществ ООН», являющемся основой идентификации опасных грузов ДОПОГ такой груз как ртутьсодержащие лампы отсутствует. Ртутьсодержащие лампы (как целые, так и разбитые) также не подпадают ни под один класс «Опасных грузов», в том числе и подгруппу 6.1. Токсичные (Ядовитые) вещества.